Свечи зажигания разных марок и разного качества мало отличаются внешне – но чем же тогда выделяются свечи Bosch в общей массе изделий-аналогов?

 

Если взять первые искровые свечи, произведенные компанией Bosch 100 лет назад, можно убедиться, что по конструкции они полностью соответствуют сегодняшним: цилиндрический корпус с резьбой, ребристый изолятор из керамики и два электрода. Но вместе с эволюцией ДВС все минувшее столетие менялись условия, в которых работают приборы зажигания. Соответственно, передовые конструкторы совершенствовали рабочие характеристики свечей. В то же время менее состоятельные производители «застряли» на уровне технологий полувековой давности – благо внешних признаков этого нет и есть возможность выдавать такую продукцию за вполне современную.

 

Тяжелые условия работы

Каждая модель современной свечи зажигания разрабатывается под конкретные требования автопроизводителя – настолько специфичными становятся нынешние двигатели. Тенденции даунсайзинга и широкое внедрение четырех клапанов на цилиндр ограничивает габариты свечей. В свою очередь, это ухудшает условия теплообмена и повышает верхнюю границу температурной стойкости материалов, которая и без того достигает 10000 С. Работа многих моторов на обедненных смесях требует более высокого напряжения для образования искры – до 35 тыс. вольт, а значит, нужны материалы с более высокими диэлектрическими свойствами.

В конкуренции с наступающими электромобилями конструкторы-мотористы стараются выжать из ДВС максимум отдачи, поэтому растет степень сжатия, свеча должна выдерживать давление до 15 атм, а значит, нужно совершенствовать процесс сборки. Стремление автопроизводителей сократить межсервисный пробег обуславливает требование длительного срока службы свечей, для чего нужны электроды, не подверженные эрозии, что плохо согласовывается с условиями повышенного напряжения на них…

 

Эти и другие условия требуют новых подходов к проектированию и производству – нужны недешевые станки-автоматы, материалы новых поколений, многолетние исследования и испытания. Позволить себе такие расходы может только масштабный производитель, крепкий в интеллектуальном и финансовом плане.

 

Уровень технологий

Безусловно, подразделение Bosch Automotive имеет все необходимые ресурсы, чтобы создавать компоненты зажигания под самые строгие требования автопроизводителей. На пяти свечных заводах компании, расположенных в Германии, России, Китае, Бразилии и Индии, применяются самые современные технологии.

Так, стальные корпуса свечей получают холодным пластическим формованием на станках-автоматах при давлении 160 тонн, а изготовление керамического изолятора занимает более 70 часов – настолько хлопотным получается процесс измельчения смеси, формовки и последующего обжига в печах.

Настоящий немецкий секрет – состав резистивного порошка, которым заполняют полость свечи и который обеспечивает надежный электрический контакт при любом перепаде температур на ее разных концах. А еще нужен высокотемпературный уплотнитель и особо точное оборудование для герметичной завальцовки корпуса при сборке, стенды для контроля и испытаний и прочее оборудование.

 

Чем хуже другие

Свечи зажигания, изготовленные с отступлением от современных канонов, конечно же, могут быть вполне работоспособны. Но с целым рядом оговорок. Прежде всего, это вопрос надежности и долговечности. Низкокачественные изолятор и резистивный наполнитель раньше потеряют свои свойства, и свеча начнет незаметно пропускать вспышки, повышая расход топлива и ухудшая динамику. К такому же итогу приводят утечки тока по низкокачественному изолятору из дешевой глины.

Электроды из медно-никелевого сплава часто выгорают уже к 20 – 30 тыс. км вместо 60 – 90 тыс. км, которые гарантируют платиновые и иридиевые напайки. Несоответствующее гальваническое покрытие на электродах ведет к повышенному нагарообразованию, пропускам зажигания и отказу двигателя просто в дороге. В самом грустном случае возможно разрушение металлического корпуса или расшатывание электрода с нарушением герметичности, что может привести к дорогостоящему ремонту двигателя.

Не редкость случаи, когда подходящая по размерам свеча вообще отказывается работать на двигателе по причине неадекватных электрических характеристик – например, из-за геометрии электродов и центрального изолятора. Поэтому, кстати, так важно использовать не просто качественные свечи, а именно те, которые предназначены для данной модели двигателя.

 

При том уровне технологий, которыми владеет Robert Bosch GmbH, его конструкторы и производственники способны создать свечи для любых двигателей, с учетом как требований к конкретной модели, так и типичных «национальных» особенностей – немецких, американских, японских, корейских. Поэтому свечи зажигания Bosch присутствуют в числе рекомендованных для большинства распространенных в нашей стране автомобилей.